Отдел методический работы

Рисунок1_thumb

image_image_1100792

Лукиянец Марина Владимировна

Заведующая отдела методической работы

    ГУК «Дятловский районный центр культуры и народного творчества»

г. Дятлово, ул. Красноармейская, 37

Тел.: 8 (01563) 2 21 71

 

 

Янушкевич Татьяна Геннадьевна   

Ведущий методист отдела методической работы           Публикация1                        ГУК «Дятловский районный центр культуры и народного творчества»

Тел.: 8 (01563) 2 21 71

 

Дудкина Татьяна Владимировна   Дудкина Т.В.

Методист отдела методической работы                                   ГУК «Дятловский районный центр культуры и народного творчества»

Тел.: 8 (01563) 2 21 71

 

 

 

 

“Скарбы Гродзеншчыны”

Абласны фестываль рэгіянальнага фальклору “Панямоння жыватворныя крыніцы”

Концертно-развлекательная программа У купальскі вечарок

Дятловщина на культурном марафоне

Концерт Песнi чуйнага сэрца

Народный эстрадно-духовой оркестр Акцент на фестивале Жывіце ў радасці

«Панямоння жыватворныя крыніцы»

Семинар «Развитие работы этнографических музеев, музейных комнат, уголков как средствосохранения локальных культурнвх традиций»

Танцуем па-даўнейшаму

Раённы фестываль фальклору

У Дзятлаве затанчылі па-даўнейшаму

Фестиваль народной музыки «Зайграйце, музыкi»

Областной фестиваль авторской песни «Новое поколение»

Мелодыі кахання

Районный семинар-практикум

Народныя аматарскія калектывы Дзятлаўшчыны пацвярджаюць сваё званне

2016

Семинар-практикум «Воспитание ценных отношений к здоровому образа жизни в немедицинских учреждениях»

Семинар-практикум

«Найди себе дело по душе»

Школа-учеба директоров

«Новое поколение»

Гала-концерт

«Мелодии любви»

Областной фестиваль народного творчества ветеранских коллективов «Не стареют душой ветераны»

«ПЕСЕННЫЙ ВЕРНИСАЖ»

Семинар-практикум

«А у нас сегодня Масленица»

Совет отдела

«Наши песни для Вас!»

«От всей души»

«Новы имена Беларуси-2016»

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Понятие «нематериальное культурное наследие» (далее — НКН) в своем настоящем значении появилось относительно недавно. Оно долгое время разрабатывалось, а в полном объёме было юридически сформулировано в Международной конвенции Об охране нематериального культурного наследия, принятой 17 января 2003 года на 32-й сессии ЮНЕСКО (г.Париж, Франция).

НКН, в соответствии с указанным международным договором, обозначает «практики, формы подачи и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, объекты, артефакты и культурные пространства, признанные общностями, группами и в некоторых случаях, отдельными людьми в качестве части их культурного наследия». Такое наследие проявляется в частности в следующем:

a) устные традиции и формы выражения, которые включают язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

b) исполнительские искусства;

c) обычаи, обряды, праздники;

d) знания и социальные практики, которые относятся к природе и миру;

e) знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами.

Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию в 2004 году.

Каждое государство, ратифицировавшее Конвенцию, должно выявить и идентифицировать элементы НКН при непосредственном участии «соообществ, групп и соответствующих неправительственных организаций». Под идентификацией понимается процесс описания одного или более элементов НКН, а также выявление его (их) специфики и отличий от других элементов. Идентификация НКН должна привести к его инвентаризации, под которой понимается систематизация элементов НКН в зависимости от принятой классификации и создание списков либо банков данных.

Основная цель Национального инвентаря НКН Беларуси — обеспечение охраны НКН и устойчивого развития, поддержка носителей НКН; включение НКН в сферу региональной политики.

На региональном уровне задача Инвентаря — отобразить нематериальное культурное наследие каждого региона Беларуси, его разнообразие, содействовать формированию культурного имиджа регионов, раскрыть их возможности для развития устойчивых форм туризма; содействовать популяризации традиционных ценностей, развитию культурных традиций и культурного ландшафта, укреплению роли обществ по отношению к их наследию.

       Элементы нематериального культурного наследия Гродненской области,     включенные в Государственный список историко-культурных ценностей            Республики Беларусь

        Обряд «Юрье» д.Охоново Дятловского района как отличительное проявление локальной культурной традиции12

       Юрье — это стародавний земледельческий праздник белорусского народного календаря, который отмечается 5-6 мая в честь Святого Юрия — по народным представлениям, покровителя домашних животных и сельской нивы.

      Праздник Юрье в деревне Охоново Дятловского района воспринимался, как большой праздник, по словам местных жителей — «вторая Пасха».

     Животноводческая тематика Юрьевского обряда в деревне Охоново Дятловского района связана, как это характерно для всех белорусских Юрьевских обрядов, с первым выпасом домашних животных в поле на Юрьевской росе.

    Охоновский Юрьевский обряд выделяется чёткими локальными отличиями. Во-первых, фунциональность обряда, кроме традиционной земледельческой и животноводческой тематики, включает ярко выраженное свадебное содержание. Во-вторых, сопровождается развитым циклом Юрьевских обрядовых и приуроченных к обряду внебрядовых лирических песен. В-третьих, Юрьевские песни (которые достаточно редко сопровождают этот праздник) отличаются разнообразием, богатством, безусловной художественной ценностью текстов и мелодий. В-четвертых, Юрьевский обряд здесь включен в цикл обходных обрядов.

     Общинные Юрьевские обряды в деревне Охоново проводятся в 2 этапа: 5 мая (встреча Юрье) и 6 мая (проводы Юрье).

     5 мая участники обряда идут к кресту, празднично украшенному цветами, который находится в начале деревни и поют песню «А мы Юр’я сустракаем…» После праздничного шествия с пасхальными и внебрядовыми песнями из конца в конец деревни проводится «поздравительный» обход дворов молодых пар, которые венчались в этом году. Участники обряда подходят ко двору, где живет молодая пара, становятся полукругом и поют величальную песню молодой жене. Молодые (либо мать молодой) выходят из дома, и, прослушав песню, бросают через забор тканный пояс, который участники обряда затем рвут или режут на мелкие отрезки, раздают всем желающим, а те хранят как оберег. Кроме пояса молодые должны одарить участников обряда угощениями, которые готовятся и укладываются в корзину заранее: колбасы, пасхальные яйца, пироги, блины, сыр и др. Поздравив все супружеские пары, участники собираются вместе в заранее определенном доме, угощаются гостинцами, поют песни и гуляют до утра.

     6 мая участницы обряда снова собираются возле креста в начале деревни, поют песню «Праважаем Юр’я за сыло…» и расходятся по домам.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

ГУК ДРЦКиНТ

 

2016-05-18 00.37.01

2016-05-18 00.35.57

2016-05-18 00.35.00

2016-05-18 00.33.59

2016-05-18 00.33.08

2016-05-18 00.32.19

2016-05-18 00.31.16

2016-05-18 00.29.56